Самые популярные сериалы на прошлой неделе, согласно статистике ПС "Яндекс":

Ранетки

   Актеры сериала
Фотографии
О сериале

Сериал Рыжая

   Актеры сериала
Фотографии
О сериале

Сериал клуб

   Актеры сериала
Фотографии
О сериале

Зверобой

   Актеры сериала
Фотографии
О сериале

Универ

   Актеры сериала
Фотографии
О сериале


Все сериалы

Google


Реклама на сайте:


Температура кочегарки

Висбаден-2011: миграция как двигатель киноискусства.

11-й международный кинофестиваль стран Центральной и Восточной Европы goEast завершился безоговорочной победой российского режиссера Алексея Балабанова. Его фильм «Кочегар» назвали лучшим и большое жюри во главе с Желимир Жилником, и жюри критиков ФИПРЕССИ. Лучшей документальной лентой признана картина «Конец лета / Koniec lata» поляка Петра Стасик. Лучшим режиссером по версии фестиваля стал румын Мариан Кришан (фильм Morgen). Центральной темой нынешнего Висбадена была миграция. Для Европы сейчас это действительно является колоссальной проблемой.

Румынское кино: улучшенная формула

Последний рабочий фестивальный день почти полностью было отдано вопросам развития румынского кинематографа. Его успехи в последние годы очевидны. Призы крупнейших фестивалей мира, повышенное внимание журналистов и критиков к явлению «новой волны», родилась якобы из ничего, на «ровном месте». Хотя место было не таким уж «равным». Во-первых, издавна существует национальная школа кино, хотя и не слишком мощная. Во-вторых, новое поколение кинематографистов довольно быстро сумело адаптироваться к новым рыночным реалиям, вобрать опыт европейского менеджмента. И, наконец, то самое поколение решило разобраться с ближайшим прошлым румынского общества. То, с чем упорно не хотят разбираться наши кинематографисты и все украинское общество - с закрытыми глазами жить как-то «льогше».

Румынский день завершался документальной лентой Александра Соломона «Капитализм. Наша усовершенствованная формула ». Простой прием - нынешние капиталистические реалии будто увиденные глазами самого коммунистического диктатора Николае Чаушеску. И формула достаточно похожа на украинскую - на рубеже 1980-90-х ловкие ребята начали прибирать к рукам коллективное имущество. Теперь у них спрашивают: как это было? Честно глядя в камеру, они отвечают: непосильный труд плюс новые схемы ведения хозяйства. Очевидно лукавят. Авторы картины верят на слово своим персонажам. Или делают вид, что верят. Вспомнилось, как недавно переполненный зал нашего Дома кино буквально стонал от смеха при просмотре немецкого фильма «Второй« Челси ». История из Донецка ». Потому что там наши нувориши появились в реальном свете, на дистанции. Румынский режиссер вместо подошел слишком близко. Ну заглянул в глаза. А там - пустота и привычная пустая ложь, которую он почему воспринял как нечто достоверное.

Нетипичный для румын фильм. Потому они сейчас берут другим: скрупулезным исследованиям реальности как таковой. НЕ отворачиваясь, выжидая, что в темноте реалий окресляться контуры чего истинного. Знаменитый Кристи Пуйю (шесть лет назад его «Смерть господина Лазареску» стала сенсацией многих мировых кинофорумов) на этот раз представил фильм «Аврора». Трехчасовое, во многом шокирующее визуальное исследование, выстроенное по принципу изображения, медленно возникает на пленке (как еще недавно на фотобумаге). Первый час действительно трудно понять, что происходит. Сам режиссер играет мужчину средних лет, который готовится - это выяснится позже - осуществить несколько убийств. Мотивы этих поступков «утоплены» в густом быту, где мало света (буквально) и много неустроенности и нестыковок. Наконец, это прежде всего кино, а не социологический семинар, фотографический суперреализм.

Другое дело, каким образом такое кино контактирует с массовой аудиторией. Во время дискуссии «Румынское кино сегодня» выяснилось, что в самой Румынии призеров международных кинофорумов не слишком жалуют. Обычно выбирают, как это ни банально, голливудский продукт. То же констатировал во время уже другой дискуссии известный российский режиссер Виталий Манский: рядовой российский зритель между хорошим отечественным фильмом и голливудским замыленным экраном выберет последний. Каких витаминов не хватает - вот вопрос?

Экран как зеркало миграции

Наверное, младшее поколение румынских режиссеров хочет более тесных контактов с публикой, в первую очередь, отечественной. Об этом свидетельствует картина Morgen дебютанта Мариана Кришана. Снята, по его собственному признанию, у себя на родине, даже в маминой комнате - в приграничном поселке Салонта.

Нехитрые будни простых тружеников, живущих на границе с Венгрией. Сорокалетний Нелу (Андраш Хаташи) служит охранником в супермаркете и увлекается рыбалкой. Его жена любит телевизор. А тут попадается ему турок Бехран (Йилмаз Ясин), который не вписался в процесс нелегального переезда в Германию. Нелу даст приют турку, который окажется на удивление разговорчивым. На этом строится комизм многих эпизодов, хорошо и адекватно воспринятых аудиторией в Висбадене. Собственно, общим в словаре обоих героев есть одно слово, вынесенное в название картины: Morgen. Но нет, его хватает. Неразговорчивый Нелу и разговорчивый Бехран так привыкают друг к другу, что уже и развестись только. Тонкая, психологически достоверная картина о том, как преодолевается непреодолимое - языковой и этнокультурный барьер. Стоит, даже просто необходимо, приобрести этот фильм для украинского проката.

Миграция, попавшая в фокус фестиваля, может пониматься широко. Герой фильма «Кочегар» Алексея Балабанова - майор в отставке, Герой Советского Союза и затем герой войны в Афганистане Иван Скрябин (Михаил Скрябин). Отважный воин, эмигрировавший в кочегарку, где и живет, подбрасывая уголь в топку и стуча одним пальцем на старой машинке повесть из старого якутского жизни. Скрябин - этнический якут, в нем живут травмы его народа. Он не может забыть, как в былые времена каторжников, всяких там убийц и насильников, ссылали именно к ним, в Якутию. И те уже издевались над бедными якутами как могли. Эдакая миграция по правилам Российской империи.

А убийцы нынешние почти ежедневно привозят Скрябину труппы - для сжигания в печи. Объясняют доверчивому экс-майору: то нехорошие «людишки», воры, убийцы. Раз за разом то происходит, и вырастает устрашающий символ: в этой стране топят людьми - как дровами. Так было раньше, так есть сейчас и, значит, так будет всегда. На уровне государственном («лес рубят, щепки летят»), на уровне мафиозных сообществ. Мы все такие якуты, мы эксы (экс-майоры, экс-инженеры, экс-учителя), которые живут в экс-стране, ностальгически вспоминая экс-прошлое. А будущее? К кочегара ходят две десятилетние девочки и удивленно смотрят на огонь, где сгорает очередная жертва. И все просят майора рассказать о «нехороших людей». О хороших им почему неинтересно.

Только смерть дочери (ею так же подогреют градуса в печке) заставит Скрябина выйти на бой с убийцами и вступить с ними в ближний бой. Здесь он мастер намного больше, чем в работе со словом. И все - на этом заканчивается жизнь. Майора, его рода и - подумать страшно - его народа.

Виталий Манский отметил, что в России нет оппозиционного кино. Да нет же, вот же он перед вами - «Кочегар» такого будто патриотического режиссера. В стране, где проблемы со свободой слова и т.п. Однако честный художник всегда найдет в себе ресурсы для критического послание обществу. Балабанов полной мере воспользовался этим правом. Другое дело - насколько он будет услышан у себя на родине.



Анонсы | Все сериалы | Контакты | Сериалы - SerialStar.ru  ©  2007-2017   |

Rambler's Top100